Разновидности грыж на шинах

Разновидности грыж на шинах thumbnail

16.08.2019

Автомобильные шины имеют свои «болезни» – грыжи, вздутия, килы. Данные деформации очень похожи внешне, однако имеют разную причину возникновения. В данной статье мы подробно разберем причины и внешний вид таких похожих между собой грыж, килов и вздутий, а так же расскажем, как их избежать.

Разновидности грыж на шинах

Не редко даже у совсем новой шины может возникнуть грыжа. Естественно, первое действие ответственного автовладельца – привезти шину обратно в магазин, где она покупалась, и сдать под предлогом вскрывшегося производственного брака. Однако, представители магазина решают провести экспертизу, а покупатель начинает подозревать неладное, ведь видно же – брак на лицо! Чтобы понять причину возникновения грыжи, стоит разбортировать шину и осмотреть ее изнутри. Именно изнанка поможет ответить на многие вопросы: брак это, ошибка при шиномонтаже или неверная эксплуатация.

Сначала посмотрим наглядно на образцы грыж и вздутий, которые являются производственными браками.

Производственный брак

Пара 1-2 и 3-4 – это как раз брак в производстве, известный под названием расхождение нитей корда слоя каркаса. Если присмотреться, то можно заметить, что расстояние между нитями больше их толщины. Данный производственный дефект не допускается при изготовлении радиальных однослойных шин. Отличительная черта такого дефекта – зеркальность, – грыжи возникают напротив друг друга. Пара 5-6 имеет вздутие, при котором нити корда вообще отсутствуют в этом месте боковины. Причиной этому послужило растяжение резины на боковине. Это также производственный брак.

В приведенных примерах грыжа является следствием деформации боковины Разновидности грыж на шинахшины из-за растяжения резинового слоя между нитями корда. Этот дефект возникает сразу при первом же монтаже шины на колесный диск и последующей ее накачке. Поэтому сразу после монтажа с новой шиной колесо следует осмотреть на предмет возникновения грыж.

На этом возможные производственные дефекты не заканчиваются. На образце 7-8 можно увидеть еще один производственный дефект – воздушный пузырь. Он расположен на боковине шины и представляет собой пузырь воздуха, скопившийся между слоем резиновой смеси и кордной ткани при вулканизации готовой шины во время изготовления. Данный брак может показать себя как сразу после первого монтажа шины на колесный диск, так и после – в процессе эксплуатации, когда шина достаточно прогреется, воздух внутри нее расширится и заполнит собой пустоты. Если такой пузырь вскрыть, то покажутся нити корда.

Удары во время эксплуатации

Далее разберем грыжи, появившиеся вследствие разрушения боковин шины. Отличительными чертами Разновидности грыж на шинахтаких вздутий являются темные пятна (как с лицевой стороны, так и с изнанки шины). Эти отметины являются следами удара колеса о некое препятствие. Площадь пятна напрямую зависит от силы удара, величины препятствия и скорости, с которой двигался автомобиль. В этом случае нити корда рвутся, резиновая смесь боковины лишается армирующего слоя, и происходит искривление боковины.

На фото 9-20 подробно отображены различныеРазновидности грыж на шинах варианты разрушений нитей корда при ударе о различные препятствия: можно увидеть пятна и вмятины на гермослое, разрыв резины гермослоя, сквозные отверстия боковины. В случае последнего (прокола), когда воздуху есть куда выходить, грыжа не образуется. Важно также понимать, что подобные грыжа – это неремонтопригодный случай. Если ситуация экстренная и заменить шину с грыжей на новую невозможно, умельцы прибегают к варианту с ездовой камерой, которая несколько сглаживает возникшую грыжу. Естественно, это вариант «докатки», а не полноценного колеса.

Удары о препятствия во время езды оставляют следы не только на самой шине, но и повреждают закраины ободьев. Соответствующие сколы и царапины можно приравнять к доказательствам произошедшего удара.

Боковые стяжки

Помимо вздутий существует такое понятие, как боковые стяжки. Они проявляются только на накаченной шине и говорят об особенностях обработки мест стыков корда во время производства. Боковая стяжкаРазновидности грыж на шинах плохо поддается визуальной диагностике, зато на ощупь находится довольно быстро. Проще сказать, это место, где кромки шинного каркаса наложены друг на друга внахлест.

Боковая стяжка не является производственным браком до тех пор, пока не признанно, что она негативно влияет на показатели силовой неоднородности и бокового биения колеса.

Во время приобретения нового комплекта шин, любой покупатель может сам провести осмотр шины на предмет обнаружения расхождения нитей корда с изнаночной стороны, карманов для воздушных пузырей и боковых стяжек. Однако есть случаи, когда «грыжа» появляется без видимых причин, при отсутствии агрессивной езды и ударов о препятствия. Она растет постепенно и не проявляется в статике.

Некачественный шиномонтаж

Разновидности грыж на шинахЭто дефект шиномонтажа. НеквалифицированныйРазновидности грыж на шинах монтаж, естественно, тоже может стать причиной возникновения грыжи на шине. На фото 21-22 прекрасно видно деформацию бортового кольца, которую можно было допустить только при монтаже на колесный диск. А пара фото 23-24 иллюстрирует собой последствия монтажа колеса с несоответствующими частями: бескамерную шину решили смонтировать с колесным диском для камерных шин. Последний не имеет хампов, и поверхность посадочных полок у него ржавая, что недопустимо при монтаже бескамерок.

Читайте также:  Можно ли жить с вентральной грыжей

Назад к списку статей

Источник

02 Июля 2019

     Частенько бывает: только купил новые покрышки, поставил и проехал-то всего ничего, ан, глядь, «кила» выступила (она же «грыжа», «вздутие» и пр.).

     Немедленно – в магазин или на рынок, где купил, в «шиномонтажку», где ставили с единственным требованием: заменить, мол, брак продали, при монтаже повредили и т.д.

     Давайте вместе рассмотрим и разберемся с этими «килами».

     В колонке слева на всех фото представлены различные «вздутия» боковых стенок покрышек. Как видно, внешне они почти ничем друг от друга не отличаются. Но «природа» их происхождения и появления различна. Для того чтобы определить, что явилось причиной «вздутия» надо осмотреть покрышку изнутри. Здесь мы увидим разницу и большую.
 

     Первая пара «вздутий» на фото 1-2 и 3-4. Здесь на внутренней поверхности покрышек сквозь «утоненный» резиновый герметизирующий слой явно просматриваются нити корда слоя каркаса. Расстояние между нитями больше толщины самих нитей, а это означает дефект «расхождение нитей корда слоя каркаса». Это дефект производственный, для радиальных однослойных покрышек он не допускается. Подобного рода «вздутия», как правило, образуются с обеих сторон покрышки друг против друга.

     «Вздутие» на фото 5-6. Причина – отсутствие нитей корда в этом месте боковой стенки. Здесь просто растянута резина боковины. Это также дефект производственный.

В рассмотренных случаях «кила» – следствие излишней деформации боковой стенки из-за растяжения резины между нитями корда. Такая «кила» образуется сразу при накачке шины после монтажа покрышки на обод колеса. Поэтому обращайте внимание на внешний вид накачанных новых шин в шиномонтажной мастерской, и, обнаружив подобную «килу», требуйте замены покрышек.
 

     На фото 7-8 показан еще один явный производственный дефект, вызвавший «вздутие» боковой стенки покрышки: воздушный пузырь. Его образует воздух, оставшийся между слоем резины и кордной тканью при ее обрезинивании. Может проявиться сразу при накачивании шины, но и после некоторого пробега после разогрева покрышки в результате внутреннего трения, когда произойдет расширение воздуха в замкнутом пространстве, как в рассматриваемом случае.

     При «вскрытии» пузыря просматриваются оголенные нити корда каркаса.

     Все следующие «килы», «вздутия» – следствие разрушения боковых стенок покрышек. При этом в местах, где имеются «вздутия» покрышек в накачанном состоянии, заметны темные пятна, как снаружи, так и на внутренней поверхности. Это следы от удара колеса о дорожное препятствие. В зависимости от силы удара, величины препятствия пятно больше или меньше, но, так или иначе, в этом месте разрушены нити корда каркаса, и причина возникновения «килы» – деформация резины боковины. Разорванные нити корда не способны удержать давления, боковая стенка искривляется.

     На фото 9-10, 11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20 как раз и показаны варианты разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия: пятна и вмятины на герметизирующем слое, разрыв резины герметизирующего слоя и даже сквозной разрыв боковой стенки. В последнем случае «кила» не образуется, так как покрышка «идет на выстрел».
 

фото 9

фото 11

фото 13

фото 15

фото 17

фото 19

фото 10

фото 12

фото 14

фото 16

фото 18

фото 20

     Повреждения покрышек, вызывающие образование «кил», «вздутий» ремонту не подлежат. Несколько «сглаживает» «килу» ездовая камера, вставленная в шину, но тогда такая шина может быть использована только в качестве запасной.

     Следует обратить внимание на то, что, как правило, при ударах о дорожные препятствия повреждаются также и закраины ободъев (см. фото 9, 13, 17).

     Несколько отдельно от описанных «вздутий» стоят так называемые «боковые стяжки» (утяжки, перетяжки) – показатели внешнего вида радиальных покрышек. «Стяжки» проявляются только при накачанных шинах, обусловлены технологией сборки покрышек. Внешне представляют собой радиально расположенные «вогнутости» боковой стенки. Иной раз их почти не обнаружить визуально, но хорошо – на ощупь.

     «Боковая стяжка» проявит себя в месте наложения кромок слоя каркаса друг на друга при стыковании каркаса. Если кромки каркаса наложены друг на друга (в «нахлест»), то при накачке шины деформация боковой стенки в этом месте под давлением будет меньше, чем в соседних областях каркаса по обе стороны от стыка. Это обусловлено различной упругостью указанных участков боковой стенки. Как ни парадоксально, но это самое прочное место боковой стенки покрышки.
 

Читайте также:  Может ли болеть грыжа межпозвонковая

     На приведенном рисунке место «нахлеста» показано снаружи и в поперечном разрезе. Здесь внахлест идут по пять нитей корда слоя каркаса. Естественно, что при сборке покрышки стараются как можно лучше обработать места стыка слоя корда, чтобы слишком толстые «нахлесты» не проявляли себя в готовой покрышке, но избежать этого, увы, ни теоретически, ни практически не удается. Сама по себе «боковая стяжка» не является производственным дефектом и не оказывает влияния на эксплуатационные свойства шины, если только ее наличие не приводит к изменению показателя «силовая неоднородность» и «боковое биение» шины.

     Но если «боковое биение», измеренное по методике, указанной в ГОСТ 4754-97, превысит установленную величину для шин определенного обозначения размера, то «боковая стяжка» квалифицируется как производственный дефект: «не соответствие шины ГОСТ 4754-97 по величине бокового биения.»

     Покупая покрышку, не поленитесь осмотреть ее внутреннюю поверхность на предмет наличия на ней расхождения нитей корда каркаса, «пузырей», а при обнаружении «боковых стяжек» потребуйте измерения величины бокового биения.

     Случается, что кила не «образовалась» сразу после монтажа покрышки на обод, и езда была аккуратная, и ударов не было, и наездов на препятствия с большой скоростью, но кила тем не менее через некоторое время все-таки появляется, появляется постепенно, все более разрастаясь с течением времени, да и «характер» у такой килы отличается от вышеописанных.

     Рассмотрим килу на фото 2122 . Понятно, что ее возникновение связано с неквалифицированным монтажом покрышки на обод колеса. Пока такое колесо находится в статическом состоянии кила себя не проявляет, но стоит колесу прийти во вращение, и при деформации разрушенного борта покрышки кила постепенно «выступит» и проявит себя.
 

     Аналогичная причина вздутия боковой стенки у покрышки на фото 2324. Кроме того, обратим внимание на то, что покрышка в данном случае, представляя собой бескамерную шину, смонтирована на обод для камерных шин, т.е. обод не имеет хампов, а поверхность посадочных полок ржавая (фото 25). В соответствии с «Правилами эксплуатации автомобильных шин» монтаж покрышек на такой обод не допускается.
 

Савосин В.С. (компания TOPOF.RU)
Заслуженный рационализатор РФ

Источник

Грыжа на колесе
Состояние дорожного покрытия в нашей стране далеко от идеала. Лихая езда по таким дорогам чревата разными проблемами. Одной из них является грыжа на колесе. Вздутие резины негативно сказывается на дальнейшей эксплуатации автомобиля, увеличивает степень опасности, поэтому требует принятия срочных мер.

Что такое грыжа на шине и как она появляется

Грыжа на шине представляет собой изменение формы покрышки, которое может проявляться в виде выпуклости в любом месте. Разобраться в механизме ее появления будет проще, если вспомнить о конструкции покрышки. Она состоит из протектора, каркаса, боковин и бортов. 
Протектор выполнен в виде толстого слоя резины с рельефным рисунком.
В качестве армирующего элемента выступает корд. Он сделан из нитей, которые переплетаются друг с другом радиальным или диагональным способом. Материалом для них служит нейлон, хлопок, металлическая проволока, стекловолокно и др. Нарушение целостности кордового каркаса приводит к вздутию резины под действием внутреннего давления. 
Между протектором и каркасом располагаются слои корда, которые именуют брекер. Его задача предотвратить их расслоение.
Плечевая зона между протектором и боковиной усиливает жесткость изделия.
Боковина — резиновая прослойка, защищающая каркас от влаги и механического воздействия.
Борт служит для герметичного крепления шины на ободе. Его основа состоит из стальной проволоки, покрытой резиной. 
В процессе эксплуатации происходит быстрое увеличение размеров грыжи, которое, в конечном счете, может закончиться разрывом колеса.
2247989.jpg
Вызвать появление вздутия могут следующие факторы:

  • технологический брак;
  • выбоины на дороге;
  • частый контакт шин с бордюром;
  • дорожно-транспортное происшествие.

Признаки появления грыжи на колесе

Шишка на колесе считается опасной проблемой. Ее присутствие способно привести к потере контроля над автомобилем.
Движение с повреждением такого типа сопровождается рядом неприятных явлений.

  • Биение колеса.
  • Перегревание шины.
  • Повышение давления.

Покрышка может просто лопнуть при увеличении нагрузки. Толчком для этого служит:

  • высокая скорость движения;
  • резкий старт и торможение;
  • предельная загрузка транспортного средства;
  • попадание колеса в выбоину на неровной дороге.

Если шина не выдержала и лопнула, то автомобиль начинает терять управление. Его может заносить или водить из стороны в сторону. В этом случае рекомендуется удерживать по возможности машину ровно и выполнять короткие торможения. Мягкий способ остановки займет примерно 100 м, что позволит спокойно припарковаться на обочине, заменить колесо или дождаться ремонтников.
К сожалению, повреждение не всегда легко заметить. В некоторых случаях шишка скрыта в полости боковины. Предупредить владельца могут нестандартные проявления машины во время движения. При скорости от 60 км/ч и выше ощущается биение руля. Дальнейшее ускорение способствует росту вибрации, которая затрагивает не только колесо, но и кузов. 
Эксплуатация в условиях разбалансировки приводит к повреждению подшипников ступицы, амортизаторов, шаровых пор и других элементов подвески.
При таких симптомах стоит поднять машину с помощью домкрата и осмотреть покрышку со всех сторон, совершая ее вращение вручную.

Читайте также:  Вправляемая грыжа у собаки

Можно ли ездить с шишкой на шине

При обнаружении вздутия на колесе профессионалы советуют предпринять ряд действий.
2247984.jpg

  • Произвести замену шины. Если это невыполнимо, по каким либо причинам, то рекомендуется продолжать движение к ближайшей мастерской, снизив скорость до 70 км/ч, избегать резких маневров и торможения. Важно сохранять приличную дистанцию с впереди идущими машинами, внимательно следить за состоянием дороги, чтобы избежать попадания в яму. Стоит также ослабить давление в шине примерно на 10—15 %.
  • Время от времени следует совершать остановки с целью контроля состояния грыжи. Если ее размеры быстро увеличиваются, лучше прекратить поездку и вызвать эвакуатор.
  • В том случае, когда дефект затронул переднее колесо, лучше переставить его на заднюю ось. Это позволит сохранить управление транспортным средством при разрыве покрышки.

Все эти меры помогут благополучно добраться до станции технического обслуживания.
Однако если пренебречь проблемой, то нарушение баланса приведет к серьезным поломкам подвески.
В случае образования вздутия на протекторе стоит вообще воздержаться от его дальнейшего использования и купить новые шины.

Какие шины больше подвержены повреждениям

Снизить риск образования грыжи, можно выбрав качественные покрышки.
Следует знать, что продукция известных марок проходит многоступенчатое тестирование. Такой подход значительно снижает риск поступления в продажу бракованных изделий. 
Другие факторы: эксплуатационные характеристики резины, технологические особенности и др.

При покупке шин также стоит определиться с видом.  Различают следующие варианты: высокопрофильные и низкопрофильные.
Первый тип предназначен для поездок в условиях бездорожья, неровных дорогах с изменяющимся характером покрытия. 
Их плюсами являются:

  • хорошая проходимость;
  • длительный срок службы;
  • плавность хода;
  • низкий уровень шума.

1172215.jpg
Слабые стороны: увеличенный тормозной путь, наклоны при выполнении поворотов, меньшее сцепление с покрытием.
Шины с низким профилем упрощают управление машиной, имеют хороший контакт с дорогой, короткий тормозной путь, позволяют развивать значительную скорость. Однако они предназначены для ровных и гладких покрытий, напоминающих гоночную трассу. К минусам этого вида относятся:

  • повышенный уровень шума;
  • слабое гашение неровностей, которое сказывается не только на комфорте, но и на состоянии подвески;
  • необходимость постоянного контроля давления;
  • затрудненный отвод воды;
  • быстрый износ, который проявляется в повреждениях и образовании вздутий.

Сравнительный анализ характеристик, позволяет сделать вывод, что низкопрофильные шины более подвержены такой проблеме, как грыжа.

Как избежать появления шишки

Риск появление грыжи на колесе можно минимизировать, если придерживаться следующих правил.

  • Не стоит перегружать транспортное средство выше регламентируемого предела. В противном случае происходит увеличение внутреннего давления, которое способно вызвать вспучивание резины.
  • Быстрый набор скорости отрицательно сказывается на циркуляции воздуха, а также вызывает неравномерную нагрузку на поверхность колеса. На таких участках повышается вероятность разрушения текстильного слоя.
  • Подобная ситуация наблюдается при резком торможении.
  • Важно следить за состоянием дорожного полотна, чтобы вовремя объехать глубокие выбоины и ямы.
  • Постоянный контроль и поддержка оптимального давления в шинах. Снижение показателя вызывает перегрев покрышки, нарушение структуры корда. В перекачанных шинах подвержены угрозе слабые участки (превышенное расстояние между отдельными нитями).

Как свидетельствует опыт, аккуратная езда на умеренной скорости является лучшим способом профилактики.

Можно ли ремонтировать шину с шишкой

Актуальным остается вопрос: «Можно ли отремонтировать покрышку с грыжей?». Получить ответ можно только после профессионального осмотра колеса. Значение имеют размер и расположение вздутия. Однако вернуть первоначальные характеристики даже в случае успешного ремонта не получится. Невозможно восстановить прежнюю балансировку и форму шины, поэтому использовать отремонтированное изделие допустимо только в качестве запаски на короткое время.
Мастерские предлагают несколько способов, но гарантия в этом случае не предусмотрена.

  • Прошивка капроновыми нитями поврежденного участка на боковой части с последующей вулканизацией армированной резиной.
  • Установка заплаты, желательно армированной.
  • Применение камеры под покрышку.

Любой из методов требует также проведения балансировки колеса. В противном случае нарушается управление, происходит разрушение подшипников и подвески.
Такое решение проблемы дает лишь временную отсрочку, полностью избавиться от вздутия невозможно. После ремонта изделие содержит в себе скрытую угрозу для жизни и здоровья. Серьезное отношение к собственной безопасности, подскажет единственно правильное решение, что лучше сразу потратить средства на покупку нового колеса. К тому же цена ремонта составляет примерно половину его стоимости. 
Появление шишки на колесе является серьезной проблемой, поэтому рекомендуется перед каждой поездкой проводить профилактический осмотр покрышек. Такое действие позволит вовремя заметить дефект и принять соответствующие меры.

Источник