Бабушка соломонидушка от грыжи

Бабушка или матушка Соломония (Соломонида, Соломида, Соломатьюшка, Соловея, Совья…), якобы принимавшая роды у Богородицы и пеленавшая Христа — покровительница младенцев и целительница, она призвана защитить младенцев от колдунов и вообще защитить и исцелить от сглаза (уроков), порчи, испуга (переполохов), болезней и пр. (эта функция преобладает), в частности, от бессонницы и грыжи. Другие функции: помочь женщинам при родах; исцелить людей от кровотечения из резаных, рубленых и проч. ран; сделать так, чтобы корова отдавала молоко; исцелить лошадей от всех болезней; снять порчу с охотничьего ружья. Бабушка Солмания упоминается также в заговоре от зубной боли.

Имя Соломонида может также принадлежать змеиной царице в заговорах от змеиных укусов.

Заговор Бабушки Соломонии над новорожденным

После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорожденного, приговаривая:
Бабушка Соломоньюшка Христа парила да и нам парку оставила. Господи благослови! (…) Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила. Не будь седун, будь ходун; банюшки-паруши слушай: пар да баня да вольное дело! (…) Не слушай ни уроков, ни причищев, ни урочищев, не от худых, не от добрых, не от девок пустоволосок. Живи да толстей да ядряней. (Вятская губ., Майков 1994: 31, №51).

Молитва, читаемая бабушками при первом мытье в бане новорожденного младенца

(…) Парится, умывается раб Божий Федор на корысть, на радость, на Божью милость, на благодать Христову. Баушка Соломонида истинна Христа во второй бане паруше. Истинной Христос не страхал, не пугался и не полохался, так и ты, раб Божий младенец Федор, не пугайся, не страхай и не полохайся, злому, лихому тени в глаза, а завидящему — гвоздь в сердце. (Вологодская губ., Попов 1903: 224)

Заговоры на грыжу младенца

Повивальная бабка приговаривает: Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы грыжу заговаривала (или: заедала) медными щеками, железными зубами, так и я заговариваю у раба Божия (имя рек) (Архангельская губ., Ефименко 1878: 197–198).
Бабушка Соломония мыла, парила раба Божьего (имя рек) в парной байне, заедала, загрызала и заговаривала грыжные грыжи у раба Божьего (имя рек), в становой кости, в пуповой жилы, в руках и ногах… (Онега, Ефименко 1878: 200).

От зубной боли

Млад месяц, золоты рога, серебряны бока, куда идешь? — К бабушке Солмании. — Помяни меня, раба (или рабу — и.р.), от головной ломоты, от зубной щемоты. Заговор этот больной произносит, обращаясь к молодому месяцу (Нижегородщина, Коровашко 1997: 15).

Многообразие имен бабушки объясняется фольклорной вариативностью, а также, видимо, смешением имени собственно апокрифической повитухи, Саломеи/Саломии, с именами с одной стороны, третьей жены-мироносицы Саломии, матери апостолов Иоанна и Иакова, считающейся, как и Мария Клеопова, сестрой Богоматери (память 3 авг. и в неделю жен-мироносиц), а с другой — св. Соломонии, по церковному преданию, матери семи братьев Маккавеев (память 1 авг.), чье имя не упоминается в Писании (см.: Солярский 1884: 56–57). Епифаний Кипрский одну из двух сестер Иисуса Христа называет Саломеей, хотя другие источники дают иные имена. Известны также Саломия, сестра Ирода великого, его дочь с тем же именем, а также самая известная — Саломия, дочь его сына Ирода Филиппа I и Иродиады. Все они, конечно, святыми не были. О возможной связи образов Соломонии-Салманиды и царя Соломона осторожно упоминает В.Н.Топоров, не приводя, впрочем, аргументов (Топоров 1993: 102). Одним из оснований для ассоциации могли бы быть известные магические функции Соломона. Ср. также одноименные фольклорные персонажи, в частности, Соломониду Волотовну, предсказанную дочь Волота Волотовича в «Повести…» о нем (Буслаев 1881: 347).

Из текстов ясна связь персонажа с идеями рождения и мытья/очищения, в том числе, видимо, ритуального послеродового очищения родильницы. Т.А.Агапкина и А.Л.Топорков, описав известный обряд умывания рук повитухи, упоминают, что в Курской губернии считали, что “сама Божья Матерь по рождении Спасителя размывала так же руки с бабушкой Соломонией” (Агапкина, Топорков 20013).
В фольклористике существует «демонологическая» интерпретация Соломонии как «банного духа». Н.А.Криничная считает, что в образе бабушки Соломонии, которая парит в бане объект заговора, исцеляя его от болезней, «угадывается» образ духа-«хозяина» бани (Криничная 2004: 72). Эта концепция Соломонии как «баенника» не кажется нам убедительной. Истоки образа Соломонии лежат в области христианской книжности, и для объяснения ее заговорных функций необязательно допускать контаминацию с демонологией.

Исследователи уже указывалина апокрифические источники этого образа. Как пишут С.Б.Адоньева и О.А.Овчинникова,
«бабушка Соломида — часто упоминаемый в заговорах на детей персонаж; очевидное смешение двух лиц. По апокрифическому первоевангелию от Иакова, повивальная бабка, приглашенная Иосифом к Марии во время родов, проходящей женщине Саломее рассказала о том, что ―родила дева и сохранила девство свое‖ . Отдельные части этого текста (II–III вв. от Р. Х.) переводятся с греческого не позднее XV в. и читаются в различных памятниках древнерусской книжности (например, в Макарьевских Минеях Четьях на 8 сентября). Другим источником появления Соломониды или Соломиды в устной традиции может быть иконопись. На иконе Рождества Христова рождение изображается при участии апокрифической повивальной бабки» (Адоньева, Овчинникова 1993: 167–168).

Читайте также:  Грыжа пищеводного отверстия диафрагмы сколько стоит

В протоевангелии Иакова (II век) действительно говорится, что, найдя пещеру для родов, Иосиф идет искать повитуху — и находит, хотя встреченная им женщина таковой прямо не называется. Имя ее также не названо, а вот вторую проходящую женщину, встреченную в свою очередь уже самой повитухой, действительно зовут Саломеей. В изложении чувствуется какая-то недосказанность. Бельгийский издатель и комментатор текста Де Стрейкер справедливо заметил в связи с этим, что автор не объясняет, чтó обе эти женщины делают в пустынной местности и каковы их отношения между собой. Странно также, что у первой есть профессия, но нет имени, а у второй есть имя, но нет профессии. Кажется, автор считал, что читатели и без того знают, о ком идет речь. Означает ли это существование какого-то более раннего рассказа – неизвестно (De Strycker 1961: 411).

В куда более позднем, 6–7 века, (и связанном с протоевангелием Иакова) апокрифическом евангелии Псевдо-Матфея (гл. XIII, см.: Свенцицкая, Скогорев 1999), где излагается тот же рассказ, встреченная Иосифом женщина названа повивальной бабкой по имени Зелома (Гелома), а вторая женщина — также Саломеей6, причем похоже, что она тоже была повитухой (Иосиф привел их обеих вместо одной). Зелома проверяет и подтверждает девственность Марии, с ней ничего не случается. Саломея не верит ее словам и хочет удостовериться сама, Мария позволяет. Саломея убеждается, но у нее иссыхает рука, которая затем исцеляется по совету ангела от прикосновения к краю пелен Младенца. Отсюда, очевидно, берет начало иконописная традиция изображения омовения Младенца двумя женщинами. Обе эти женщины действительно изображаются на иконах Рождества Христова. Саломея, видимо, женщина в белой (синей, красной) одежде, которая наливает воду в купель, в то время как первая повитуха держит младенца.

Мотив иссохшей руки Саломии еще с раннего Средневековья известен в западной иконографии. Покровский упоминает итальянскую таблетку, на которой среди прочего изображена Саломия, показывающая Богоматери свою иссохшую руку (Покровский 2001: 142); Саломия обращается здесь с мольбой не к Младенцу, а к Богоматери.

В позднейшей христианской традиции две женщины сливаются в один персонаж, Саломию. О ее ранних упоминаниях в древнерусских и старославянских памятниках см. (Покровский 2001: 171). Н.В.Покровский, кстати, посвятил особое внимание ее образу в христианской иконографии.

Так, единственная «старица Салóмїя», позванная Иосифом «на послужéнїе», упомянута в «Сказании о еже по плоти Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», помещенном в Великих «Минеях четьях» Макария под 25 дек. [Минеи 1869: л. 166 об.]; см. также: [Свєнціцкий 1933: 2–3]. В Минеях Димитрия Ростовского также приводится это «Сказание». В нем находим цитату из св. Киприана о том, что Богородица родила безболезненно и сама приняла у себя роды, не нуждаясь в услугах бабки, пока Иосиф ходил звать «старицу Саломию», которая названа родственницей Марии. Но та пришла уже после рождения. Далее в «Сказании» со ссылкой на св. Зенона Веронского пересказывается апокрифический сюжет о болезни руки Саломии.

Вероятно, составитель «Сказания» (или кто-то из его предшественников — ср. его ссылки на Свв. Отцов) смешал достаточно сходно звучащие имена Зеломе/Зелома и Саломея/Саломия и объединил двух женщин апокрифической традиции в один персонаж.
В древнерусском руководстве для иконописцев («Иконописном подлиннике») сохраняется представление о двух женщинах (которые и изображались на иконах), но имя переносится на первую: «одна из повитух прямо названа бабой Саломией, другая просто девицей» (Покровский 2001: 155); эта баба упоминается и в поздних, т.н. критических подлинниках.

Еще одним источником проникновения в восточнославянские представления имени Соломии и сюжета о болезни рук повитухи мог быть, как пишет О. Боряк, западный миракль XIV в., бытовавший также и на украинских землях (Боряк 2009: 176). В нем у бабы Соломии, коснувшейся младенца, отпали обе руки, позднее приросшие обратно. Боряк сближает мотив рук в этом сюжете с упомянутым выше обрядом умывания рук (укр. зливання на руки). Однако в русской и украинской заговорной магии этот мотив не нашел отражения.

Наконец, «баба», принимавшая Христа, упоминается в старопечатных требниках, а в одном из них, 1625 г., «она прямо названа Саломией» (Покровский 2001: 172). Как продолжает автор (со ссылкой на Мельникова-Печерского), «в обычаях старообрядцев древняя Саломия живет и поныне под именем бабушки Соломониды: имя ее упоминается в наговоре при вспрыскивании водой против дурного глаза; ее чествуют некоторые старообрядцы 26 декабря, когда бывает угощение повитух».

Читайте также:  Противовоспалительная мазь при грыже

Мы видим на примере бабушки Соломонии, что образ, претерпевший существенные изменения и искажения уже в апокрифической книжной традиции, изменяется еще раз почти до неузнаваемости в фольклоре. Есть только два основания, позволяющие установить его тождество с первоисточником: имя (также, впрочем, искажавшееся) и прагматическая функция в народной магии (соотносящаяся с изначальной функцией в сакральном тексте), то есть то, с какой сферой жизни персонаж был связан и чем мог быть полезен человеку.

По материалам Алексея Юдина, Гентский университет (Бельгия)

Одним из наиболее распространенных заболеваний сегодня является пупочная грыжа. Современная медицина с ней отлично справляется, впрочем, как и народные средства.

Однако имеется одно но — грыжа имеет свойство возвращаться, какие бы средства не применялись для ее устранения. Потребуется проведение повторного лечения, но это не всегда возможно. Заговор от пупочной грыжи позволяет легко избавиться от недуга как взрослым людям, так и маленьким детям.

Современная медицина выделяет несколько симптомов данного заболевания:

  • Рвота;
  • Выпячивание пупочной области;
  • Боли в области живота.

Пупочной грыжей называют растяжение пупочного кольца под воздействием мощного внутрибрюшного давления на наружную стенку брюшной полости. Развитие недуга вызывают постоянные запоры и чрезмерный подъем тяжестей. Часто грыжа развивается у 30-летних беременных женщин, или же у людей, страдающих ожирением.

В большинстве случаев заболевание развивается у новорожденных детей, недавно родивших и зрелых женщин.

Многие столетия, когда медицина была доступна не каждому, а уровень ее был намного ниже современного, люди верили в силу просьб и молитв. Обращаясь к высшим силам, люди словами могли излечить любую хворь. Тогда самым эффективным способом лечения грыжи являлись именно заговоры да народные средства.

Спасение кроется в Луне

Вне зависимости от того, какое лечение грыжи было назначено врачом — народными средствами, современными препаратами или же хирургическим вмешательством, — допускается использовать сильный заговор от пупочной грыжи. Против недуга выступит Луна, так как именно на нее следует читать молитву.

«Помоги мне Господи Боже, приди на помощь рабе своей (имя), рабе рожденной, молитвенной, да крещеной. Как месяц молодой взойдет, так и с рабы Божьей (имя) грыжа навсегда и сойдет.»

Читать ее следует 4 раза, три из которых — на Луну, а четвертый — на полнолуние. Так, три раза ночью произносятся слова заговора, обращенные к растущей Луне. В полнолуние следует один раз прочитать вторую часть заговора.

Завершение заговора «От грыжи»

«Помоги мне Господи Боже, приди на помощь рабе своей (имя), рабе рожденной, молитвенной, да крещеной. Луна полная на небе взошла, а грыжа моя уже и прошла. Аминь. Аминь. Аминь.»

Читать заговор следует с мыслями о болезни, причем необходимо думать о том месте, где развивается недуг.

Универсальный обряд против грыжи предполагает ежедневное чтение заговора утром и вечером.

Заговор «От грыжи» универсальный

«Встану я поутру, раба Божья (имя), встану, благословясь. Пойду со дверей во двор, да со двора, перекрестясь. Пойду из дверей в двери, из ворот в ворота в поле чистое на восточную сторону. Там, на стороне восточной, дуб стоит старый, возьму я, раба Божья (имя) топорик острый, да подойду к тому дубу.
Буду дерево рубить вдоль, да перерублю я грыжу поперек. Да будет так. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.»

Существует способ, с помощью которого можно устранить болезнь не только у себя, но и у своих родных. Для этого необходимо читать текст заговора, указывая с кого конкретно необходимо снять болезнь.

Заговор «От грыжи» на себя и близких

«Грыжа, ты, грыженица, перестань на рабе Божьей (имя) веселится, пора уже расходиться. Иди ты, грыжа, по полям широким, да дальним, выходи на болота, на мох, да на гнилую колоду. Пасть тебе там, грыжа, пасть раз, да на веки вечные там и пропасть, да к рабе Божьей (имя) больше тебе не
попасть. Ни днем тебе не вернуться, ни ночью, ни утром, ни вечером, не в полдень, ни в полночь. Ни ночной порой, ни одной зарей. Аминь.»

Против пупочной грыжи может хорошо помочь сметана, однако способ эффективен, если причиной возникновения заболевания был подъем тяжестей. Сметана заговаривается специальными словами, затем ей смазывается воспаленное место. Остатки сметаны отдаются кошке.

Читайте также:  Клиника лечения грыж казань

Заговор «От грыжи» на сметану

«Господи, помоги рабе (имя), Иисус Христос, благослови рабу (имя). Пойду я из дома через двери, через все пороги, да через все ворота. Ворота, да двери за собой закрываю, все замки на дверях накрепко закрываю и ключи с собой не забираю. Пойду я по дороге, а потом сверну на узкую тропу, а с тропы пойду в чисто
поле, в поле широкое. В поле том стоят семь пышных кустов, а под ними сидят семь толстых котов. Шесть первых котов все серые, а под последним кустом сидит черный кот. Кот, ты, котище, выгрызи ты грыжу у рабы Божьей (имя), выгрызи все двенадцать грыж. Грыжу паховую, грыжу становую. Грыжу глазовую, грыжу лобовую, пятну, да попятну. Грыжу локтевую, головичную, яичную. Грыжу сердечную, подколенную, да подсердечную. Красную грыжу, черную грыжу, желтую грыжу, белую грыжу. Все выгрызи грыжи. Какие только сказала, да какие и не сказала. Заешь ты, кот, все грыжи, заешь, загрызи, чтоб у меня не болело, не ныло, не грызло. С часу этого, да с моего наказа, да с моего сильного наговора. Как сказано, так и сбудется. Аминь.»

Также можно воспользоваться ежедневной молитвой, читать которую следует до тех пора, пока недуг не отступит.

Заговор «От грыжи» ежедневный

«Во имя Отца, и Сына, и Духа святого. Помоги мне Господи и все Святые. Сходит с небес Егорий, сходит с небес по лестнице золотой. Сносит Егорий по лестнице триста шестьдесят пять стрел златоносных, триста шестьдесят пять луков златоперых, триста шестьдесят пять тетев златых. Стреляет
ими Егорий, грыжи с раба Божьего (имя) отстреливает. Грыжи отстреливает, да прикосы. Да отдает Егорий все зверю черному, волку на хребет кладет. Понеси ты, зверь черный, грыжи в леса темные, леса дремучие, в болота топкие, чтоб вовек им не вернуться, да меня не тревожить, да болью не изводить. Да будет так. Аминь.»

Избавить ребенка от грыжи поможет заговор

Нередко врачи отказываются проводить лечение малышей, страдающих пупочной грыжей, ссылаясь на их малый возраст. Народными средствами не всегда удается излечить ребенка, да и часто они бывают противопоказаны из-за возможности появления аллергической реакции. Остается проводить лечение посредством заговоров. Если все же народные средства принимаются малышом, то ритуал проводить разрешается тем более — это никак не скажется на лечении. Никаких отрицательных последствий такой подход не вызовет.

Магический ритуал, направленный на устранение пупочной грыжи, заключается лишь в прочтении молитвы над малышом. Читать текст необходимо ранним утром, при этом малыш должен находиться на руках у читающего, тогда лечение пройдет успешно. Слова произносятся три раза, затем необходимо плюнуть ребенку на пупок и прочитать вторую часть заговора. Народные средства от данного заболевания окажутся лучшими профилактическими средствами.

Заговор «От грыжи» на малыша

«Мать тебя, раб Божий (имя) носила, мать тебя выносила, мать за тебя болела. А теперь мать, раба Божья (Имя) грыжу черную заедает, с младенца, раба Божьего (имя) ее снимает. Грыжу черную, грыжу красную, грыжу желтую, грыжу белую, грыжу родимую. Загрызать буду грыжу любую, подъяичную
грыжу, подколенную, ясную. Закусывать буду грыжу ревучую, грыжу тянучую, грыжу едучую. Все грыжи я заем, от всех заговорю раба Божьего (имя), здоровьем крепким его наделю. Чтоб не было у него никакой грыжи в новом месяце и новом году, ни в новом месте, ни на старом месте, ни сейчас и никогда. И утром, и ночью, и вечером, и днем, будь спокоен, раб Божий (имя), спокоен и угомонен. Спи крепко, расти быстро. Аминь. Аминь. Аминь.»

Завершение заговора «От грыжи»

«Слова мои верны, слова мои сильны, острее ножа они, острее меча они, копья сильнее они. Заговор ключом своим закрываю, да в море ключ тот бросаю. Никому не отговорить, никому слова не изменить. Да будет так. Аминь.»

Существуют правила проведения магического ритуала для лечения малышей, которые веками передавались народными преданиями.

Проводить обряд должны либо родные малыша (мама, бабушка), либо могущественные маги. Важно, чтобы человек, проводящий обряд, искренне желал помочь малышу, тогда последствия никого не затронут. Эффективность обряда зачастую состоит в том, что мама всеми силами и всем сердцем желает вылечить малыша, какие бы средства она на это не использовала. Благодаря такому подходу, заговор впитывает всю материнскую благодать и веру в исцеление.

Источник статьи: https://guru27.ru/zagovor-gryzhi-babushka-solomonidushka/

Источник